В этом параграфе я подробно остановлюсь на музыкальном оборудовании и музыкальных инструментах, без которых появление, а затем и развитие рока было бы невозможным. Это прежде всего электрогитары, бас-гитары, новые ударные инструменты, электронные органы и синтезаторы, а также педали и процессоры эффектов, усилители, акустические системы. Предыстория появления электрогитар насчитывает почти полвека с тех пор, как появилась идея усиливать звук акустических струнных инструментов, и до начала 50-х, ознаменованных изобретением цельнокорпусной электрогитары. В 1950 году в калифорнийском городке Фуллертон полуслепой инженер-самоучка Лео Фендер сконструировал первую в мире настоящую цельнокорпусную (без резонирующих полостей внутри) электрогитару, пользующуюся большим успехом до наших дней и известную как Fender Telecaster. Это событие – поворотное в современной музыкальной истории. Поначалу «Телекастер» высмеивался людьми, имеющими отношение к музыке, а конкурирующие производители гитар даже не обращали внимания на новый инструмент, считая его неперспективным. Но в «Телекастере» были воплощены основные конструктивные принципы, используемые до сих пор. У инструмента был чистый и мощный звук и широкие возможности по его трансформации, а конструкция позволяла использовать его как для аккомпанирующих, и как солирующих партий. На сегодня Fender Telecaster с некоторыми доработками и изменениями до сих пор используется многими музыкантами, но подходит не для всех рок-стилей, из-за устаревших по современным меркам технических решений. В 1954 была сконструирована другая электрогитара, по настоящее время являющаяся самой распространённой и копируемой электрогитарой в мире – Fender Stratocaster. Реализованные в ней классические принципы: система тремоло (позволяет во время игры понижать высоту нот и возвращать её на место), стёсанные под форму тела края корпуса, специфическая форма. Сегодня абсолютное большинство электрогитар являются подражаниями именно «Стратокастеру». С тех пор появилось много новых изобретений, новшеств, открывших для гитаристов новые возможности. Это различные системы тремоло, которые могут заставить гитару плакать и смеяться, визжать и хрипеть; звукосниматели системы «хамбакер», выдающие чистый и чёткий звук без шумов; активная электроника. Диапазон извлекаемых звуков значительно вырос, появились гитары с дополнительной седьмой струной (не имеющие ничего общего с акустическими «цыганскими» семиструнными гитарами), с системами, позволяющими не нарушать строй в течение длительного времени – то есть избавляющие от необходимости регулярной настройки. Всё это позволяет воплощать в жизнь самые смелые творческие фантазии рок-музыкантов всех стилей. Дизайн этих инструментов также отличается большим разнообразием: от форм, имитирующих классические, до совершенно немыслимых. Ведь электрогитара – не просто инструмент, это символ, неотъемлемая часть рок-культуры в целом. Невозможно представить рок-звучание без специфического перегруженного звука, возможность извлечения которого и является важнейшим отличием электрогитары от акустического аналога. В шестидесятых годах прошлого века было замечено, что на предельной громкости гитарные усилители выдают звук более резкий, певучий, длительный, и этот факт стал исследоваться производителями музыкального оборудования и музыкантами. В результате были изобретены звуковые эффекты, основанные на перегрузе (“overdrive”) выходного сигнала. Постепенно было достигнуто яркое, певучее, одновременно резкое и протяжное звучание, которое можно сравнить разве что со звучанием органа. Кроме своих утилитарных характеристик, именно благодаря возможности получения такого звука электрогитара стала настолько популярна среди музыкантов. Я не могу не провести параллели, которая, несмотря на очевидность, игнорируется большинством исследователей. Речь идёт об органе, который был на протяжении многих столетий «королём музыкальных инструментов». Основная причина тому – звучание органа: ровное, сверхъестественное, потустороннее, оказывающее на слушателя сильное воздействие, приводящее в отрешённое состояние – словно гипнотизирующее. Мягкий, слегка вибрирующий звук уносит слушателя из материального мира и погружает в другой, отстраненный, возвышенный, сверхъестественный. Для электрогитары же конструируется специальное усиливающее оборудование, придающее этому инструменту узнаваемый искажённый звук. Струнный инструмент звучит очень похоже на орган – но напряжённо, надрывно, и в отличие от относительно мёртвого ровного звучания органа звучание электрогитары, как и человеческого голоса, передает интонацию, настроение, характер музыкального произведения. Это происходит во-первых благодаря непосредственному контакту исполнителя и струн, производящих звук, во-вторых благодаря электрооборудованию: каждый незначительный момент, незаметный на акустическом инструменте, ярко проявляется в результате обработки исходного сигнала. Особенность электрогитары как качественно нового инструмента – в широчайших возможностях звукоизвлечения по сравнению с другими инструментами. Если на фортепиано можно сыграть ноту разве что только громче или тише, на электрогитаре возможно извлечь как певучие протяжные, так и отрывистые приглушённые ноты; ноты с разнообразными вариантами вибрато, значительное повышение или понижение взятой ноты, флажолеты (очень высокие звенящие и свистящие звуки), восходящие или нисходящие глиссандо, самые разные шумовые эффекты музыкальной выразительности. Здесь невозможно не сделать отдельный акцент на то, что до появления рок-инструментов, в частности электрогитары, трудно было представить такие широкие возможности индивидуализации творческой личности. Если ко всему этому прибавить удобство использования, практичность электрогитары, относительно низкую цену, становится очевидной причина такой её популярности. Игра максимально удобна и не требует значительных физических усилий, исполнитель не привязан к определённой точке сцены а может передвигаться, чего нельзя делать пианисту или перкуссионисту, и может одновременно петь, что невозможно например при игре на духовых. В 1951 году Лео Фендер изобрёл другой инструмент, не менее революционный: бас-гитара. До этого басисты играли или на контрабасах без смычков, или на уже изобретённых вертикальных безладовых басах, которые современники сравнивали с будками. Всё это было очень неудобно, нетранспортабельно, инструменты были громоздки, издавали тихий нечёткий звук, музыканту приходилось прилагать значительные усилия для игры, и внимательно прислушиваться, чтобы попасть в нужную ноту. Все эти проблемы были решены с изобретением Fender Precision Bass, представлявшим из себя электрогитару, приспособленную для четырёх басовых струн. Первоначально инструмент не воспринимался всерьёз, так как был новым и незнакомым для музыкантов, на нём ещё надо было научиться играть. Но очевидные преимущества позволили быстро вытеснить другие басовые инструменты, а сама бас-гитара первое время называлась не бас-гитарой, а басом Фендера (“Fender Bass”). Цельный деревянный корпус помогал избегать нежелательного резонанса, малый размер обеспечивал транспортабельность. Лёгкость игры с физической точки зрения значительно возросла, а звук стал ярче, к тому же его стало возможно регулировать и даже искажать. Постепенно это сделало бас не только фоновым инструментом, расширило его возможности и область применения. Через полтора десятилетия, во время формирования рока как такового, именно бас-гитара привнесла звучанию непременный элемент твёрдости и грузности; а уже гораздо позже, во второй половине семидесятых годов, звучание рок-музыки начало эволюционировать в сторону понижения, уже электрогитара зазвучала в качестве ещё одного басового инструмента. Естественно, этого не могло быть без влияния низкого бас-гитарного гула, ставшего в своё время заметным отличием, «визитной карточкой» рокового звучания. К настоящему времени очень широкое применение получили пятиструнные бас-гитары с расширенным вниз диапазоном извлекаемых нот, гораздо реже (почти всегда в прогрессивных стилях, требующих виртуозной техники исполнения) применяются шестиструнные. Ещё один инструмент, с которым неизменно ассоциируется рок-музыка – барабаны, ударная установка. Появился он ещё на рубеже XIX - XX веков в качестве блюзового и джазового инструмента, а в рок пришёл уже сложившимся и самостоятельным, имея собственную специфику и историю, которую следует рассмотреть именно с джазового периода. Появившись, как атрибут небольших уличных негритянских оркестров, ударная установка постоянно совершенствовалась и видоизменялась. В конце XIX века она включала в себя «походный» большой барабан на ремне с привинченной к конусу «парной» тарелкой и «походный» малый барабан на ремне, которые два барабанщика носили на себе во время игры. Это давало возможность исполнителям свободно перемещаться с оркестрами под открытым небом и полностью соответствовало условиям работы уличных джазов. В начале XX века, в связи с появившейся у джаз-оркестров возможностью работать в стационарных условиях (на танцплощадках, на прогулочных пароходах) ударная установка видоизменяилась, приблизилась к современному виду. В музыку бит, рок-н-ролл, а впоследствии и в рок ударная установка пришла в своём классическом виде, и с тех пор произошло небольшое количество принципиальных изменений. Комплект барабанов и железа может состоять как из минимального набора, так и расширяться до пределов разумного. Звучание современных барабанов для рока и джаза заметно различается, чего не было прежде: рок-инструменты звучат глубже, ниже, полнее, насыщеннее, громче. Эволюция ударных обусловлена своеобразной манерой игры, отличающейся от оркестровой. Ритмы в большинстве случаев ровные и прямолинейные, но выдерживаются далеко не всегда именно так, как это было принято ранее: сильные и слабые доли попадают на звуки бочки и малого барабана. Варианты ведения ритма могут быть самыми разными. Самое заметное нововведение, касающееся ударных инструментов в русле рок-музыки – появление бластбитов (манеры игры на двух бас-бочках). Это – ещё одно важнейшее событие, приведшее к способности сильно изменить музыкальное звучание и даже давшее толчок появлению новых музыкальных стилей. Двумя бочками вместо одной ударники начали комплектовать свои наборы довольно давно, но полноценно применяться такое решение стало только в 80-х годах ХХ века. Было замечено, что звук бас-бочки может применяться не только к сильной доле, а также расширяются возможности музыканта по применению выразительных средств, особенно создающих ощущение напора. Быстрые басовые дроби создают настоящую звуковую атаку, иллюзию бешеного ритма, ускоренного в разы по сравнению с тем, что было ранее. Новые ритмические рисунки, в которых радикально смещены акценты, были необходимы для обновления уже застоявшегося и начавшего устаревать первоначального набора выразительных средств рок-музыки. В честь появления бластбитов назван даже музыкальный стиль, в котором впервые эта техника получила обширное применение. Это трэш (thrash metal), пионерами которого являются группы Exodus, Metallica, Slayer. Но и в этом стиле игра на двух бочках не развила свой потенциал. Позже в экстремальной музыке основу барабанных партий стали составлять сплошные массивы из дробей шестнадцатыми нотами, играемые на бочках. Звучание такой музыки напоминает не банальный грохот, а низкочастотное гудение. Услышать его можно ознакомившись со стилями “death metal”, “black metal”. Два больших по размеру басовых барабана неудобны для практического использования, поэтому всё большее распространение получает устройство, называемое привод, или кардан. Это большая педаль для двух ног с двумя колотушками на одной стороне. Благодаря его удобству в практическом использовании техника бластбитов получает применение в стилях, изначально не предусматривающих такой манеры. Современная ударная установка - это довольно обширный набор барабанов, том-томов, рото-томов, тарелок, «видовых» ударных инструментов, собранных в определенную систему, позволяющую исполнителю играть как руками, так и ногами с помощью педалей. В последние десятилетия технический прогресс существенно коснулся и инструментария ударников, появились электронные барабаны, которые наряду с традиционной ударной установкой широко используются в мировой музыкальной практике. Но в рок-музыке электронные барабаны используются только как альтернатива (почти всегда вынужденная) акустическим, а не как самостоятельный инструмент, и не оказывают заметного влияния на развитие этого музыкального течения. Конечно, картина будет неполной без упоминания того, что ранее было принято называть ЭМИ: электроорганов, синтезаторов, драм-машин. Их след в общем развитии музыки ХХ века огромен, но рока это касается в малой мере. Получил широкое применение и стал употребим в рок-музыке электроорган – предок современного синтезатора – только в начале 70-х годов благодаря легендарной группе “Deep Purple” (даже в современной академической музыке различные типы синтезаторов начали использоваться на несколько десятилетий раньше). Причина этому, как ни странно на первый взгляд – консерватизм, присущий рок-культуре, считающей важным достоинством живость звучания и исполнения. Электронные программируемые инструменты не способны эту живость обеспечить, и потому отторгаются рок-культурой, за исключением электроорганов, а позже – синтезаторов, используемых в качестве фоновых инструментов для придания мягкости или таинственности звучанию, или солирующих, как это было впервые применено группой “Deep Purple”. Потенциала электрооргана в рок-музыке хватает с лихвой, и музыканты больше заботятся не о расширении его технических возможностей. Это всё не относится к одному, стоящему особняком направлению, носящему название Индастрил (“Industrial”). Оно возникло в середине 80-х годов, в результате экспериментов рок-группы “Fear factory” с электронной клубной музыкой. Довольно скоро группа полностью заменила ритм-секцию синтезаторами, звук «помертвел» и сильно изменился благодаря новым возможностям. Манера игры на гитарах стала ритмической, лишившись присущей року мелодики. С тех пор индастрил стоит особняком, и бывает как почти чисто электронный, так и более близкий к року: изначально к брутальному металу, потом – к альтернативе. В настоящее время самой популярной «индустриальной» группой на земле является “Rammstein”, которая представляет это направление в популяризированном, «ширпотребном» варианте, ориентированном на подростковую аудиторию. В самом конце ХХ века большинство музыковедов в один голос заявляли, что будущее – за электронной музыкой, и всего через десятилетие инструменты в классическом понимании исчезнут, их заменят программируемые устройства, способные воспроизводить синтезированную заранее вложенную в них музыку. Но прошло короткое время, и этот взгляд изжил себя. Интерес к живой, исполняемой музыкантами на инструментах в реальном времени, музыке вновь вспыхнул. Вряд ли можно серьезно утверждать, что это однажды закончится навсегда. Даже трудно представить, какова бы была современная музыка без всего двух инструментов: электрогитары и бас-гитары. Можно только сказать, что – совсем другой, качественно, радикально. История не терпит сослагательного наклонения, а ведь несомненно, что рок-музыка – заметная часть всей новейшей истории в целом.
Источник: http://noc-turn.narod.ru/articles/3.html |